16+
Горячая линия Горячая линия
+7 (4822) 32-35-98

О 30-летии принятия закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»


На рубеже 90-х годов в России сложилась новая общественно-политическая обстановка. В 1990 году Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о суверенитете, одним из ключевых положений которой явилось провозглашение приоритета российского законодательства над законодательством Союза ССР. Среди первых законопроектов социальной направленности был проект закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (19.04.1991) и постановлением Совмина РСФСР от 19.06.91 № 343 в составе правительства был образован Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РСФСР (Госкомсанэпиднадзор).

Важнейшим положением Закона, определившего систему организации и функционирования Госсанэпиднадзора РСФСР, явилось построение его организационной структуры по иерархическому принципу, централизация функционального, административного и финансового управления на федеральном уровне. В 1991 г. было утверждено первое Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР (постановление Совмина РСФСР от 01.07.1991 № 375), во исполнение которого санитарно-эпидемиологические, дезинфекционные станции, научно-исследовательские и другие учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов передавались в подчинение Госкомсанэпиднадзору РСФСР. Этим постановлением санитарно-эпидемиологические станции получили новое наименование - центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (центры Госкомсанэпиднадзора). После распада Союза ССР в систему службы вошли также противочумные станции и другие санитарно-эпидемиологические организации Минздрава СССР. К 1 января 1992 г. в России вместо санэпидслужбы, являющейся фактически организацией муниципального уровня, была сформирована Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России.

В конце 1991 г. Госкомсанэпиднадзор РСФСР и возглавляемая им госсанэпидслужба были выведены из состава правительства и переданы в ведение президента Российской Федерации. Этим шагом решалась задача придания федеральной службе, осуществляющей государственный санэпиднадзор практически во всех сферах жизнедеятельности человека, максимальной независимости и самостоятельности в реализации своих функций.

За короткий период были разработаны основные положения реформы, которые оформлены в Концепцию развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, утвержденную в апреле 1992 года и одобренную впоследствии решением Правительства Российской Федерации (постановление от 1.04.93 № 264). В 1993 году в целях реализации указанной Концепции была принята федеральная целевая программа «Развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР на период 1993-1995 гг.».

Серьезное внимание на первом этапе реформы уделялось совершенствованию системы управления госсанэпидслужбой, развитию принципов саморегулирования, созданию коллегиальных органов управления. Приказом Председателя Госкомсанэпиднадзора СССР от 19 сентября 1991 № 48 был создан Совет главных государственных санитарных врачей, деятельность которого позволяла обеспечивать баланс в реализации принципов единоначалия, коллегиального и корпоративного управления. Другим важнейшим направлением реформы госсанэпидслужбы стало осуществление мер по формированию санитарного законодательства России. В 1993 г. Госкомсанэпиднадзором России был проведен анализ состояния законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и на его основе разработана и утверждена концепция и программа развития санитарного законодательства Российской Федерации, получившая поддержку Правительства Российской Федерации (поручение от 20.07.93 № ЮЯ-П12-25647).

Систему санитарного законодательства Российской Федерации образуют 8 специальных законов и отдельные положения в более чем в 100 других законодательных актах России.

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» существенно расширил содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора и определил новые функции госсанэпидслужбы, поставив перед ее учреждениями и специалистами новые задачи, среди которых приоритетное значение имеют создание и внедрение системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием вредных или опасных факторов среды обитания человека, а также системы целевого планирования (программирования) мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В 1993-1994 гг. была осуществлена теоретическая и методологическая разработка основ системы государственного социально-гигиенического мониторинга, положение о котором было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6.10.94 № 1146.

Анализ санитарно-эпидемиологической обстановки в РСФСР позволил выявить такие проблемы как профилактика СПИДа, борьба с инфекционными заболеваниями управляемыми средствами иммунопрофилактики, санитарная охрана территории страны, оздоровление окружающей среды в экологически неблагополучных зонах, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что позволило в 1993-1996 гг. Госкомсанэпиднадзору России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и реализовать федеральные целевые программы по этим направлениям.

Были внедрены в практику работы службы экономические механизмы решения приоритетных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем целевого планирования комплексных санитарно-профилактических мероприятий. Это направление деятельности стало одним из важнейших элементов участия госсанэпидслужбы в реализации государственной политики в части управления санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Необходимо подчеркнуть, что именно в наиболее сложный период политических, экономических и социальных преобразований в России, приходящийся на начало 90-х годов, удалось привлечь внимание высших органов государственной власти и общественности к наиболее острым проблемам, получить соответствующую поддержку в решении многих сложных вопросов, сформировать адекватную складывающейся обстановке государственную политику в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Организация деятельности