16+
Горячая линия Горячая линия
8 (4822) 32-35-98

Итоги работы по защите прав потребителей за 9 месяцев 2020 года

За 9 месяцев 2020 года в Управление по вопросам защиты прав потребителей поступило и рассмотрено 1738 письменных обращений граждан, что на 7% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

Структура обращений следующая: 58.9% по вопросам торговли, 41.1% - оказания услуг.

В сфере торговли обращения граждан связаны в основном с нарушением их прав при продаже технически сложных товаров - 23%, продукции легкой промышленности - 13%, мебели - 7%, стройматериалов - 6% и других.

В сфере услуг основная масса обращений касается нарушений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг - 19%, услуг связи - 16%, транспортных - 9%, финансовых - 8%, бытовых - 7% и других.

По всем обращениям гражданам даны подробные консультации, разъяснены права, алгоритм действий.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления является участие в судебной защите прав потребителей.

Управлением за 9 месяцев в суды направлено 44 иска в защиту прав потребителей. Удельный вес удовлетворенных исков от общего числа рассмотренных судами составил 100%. В защиту неопределенного круга потребителей подано 17 исков, в защиту конкретных потребителей - 27. В результате в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму почти 2 млн. руб., в т. ч. 47,5 тыс. руб. - морального вреда.

В суды направлено также 66 заключений по делам в целях защиты прав потребителей. Из них рассмотрено и удовлетворено судами 65 или 98,5%. В результате в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму почти 7,6 млн. рублей, в т.ч. более 167 тыс. руб. - морального вреда.

Кроме того, по иску Управления за неоднократные нарушения прав потребителей решением суда ликвидировано общество с ограниченной ответственностью «Вега».

С момента начала деятельности на ООО «Вега» от покупателей, заказавших в интернет магазине данного общества товары, стали поступать многочисленные жалобы на то, что продавцом передавались товары, значительно уступающие по качеству, либо не соответствующие ассортименту товаров, размещенных на сайте. Законные требования потребителей о замене товара либо возврате уплаченных денежных средств обществом игнорировались.

За допущенный обман потребителей Управление неоднократно привлекало ООО «Вега» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. В адрес руководства компании выносились представления об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям прав потребителей.

Предпринятые в целях защиты прав потребителей меры со стороны Управления и его территориальных отделов на ООО «Вега», должного результата не дали.

В связи с тем, что нарушения указанным обществом прав потребителей приняли массовый и систематический характер, 05.03.2020 г., Управление в соответствии с пп. 7 п. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» обратилось в суд с иском о прекращении деятельности ООО «Вега».

Решением Центрального районного суда г. Твери от 09.06.2020 г. исковые требования Управления были признаны обоснованными. В судебном заседании был подтверждены факты неоднократного обмана потребителей, допущенных ООО «Вега» при реализации товаров дистанционным способом.  Суд ликвидировал ООО «Вега» в связи с неоднократным нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей. На общество была возложена обязанность по доведению до сведения потребителей настоящего решения через средства массовой информации или иным способом.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу.

Еще один пример.

Так, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве из отдела МО МВД России «Ржевский» поступил материал проверки по обращению гражданина П. о нарушении антитабачного законодательства, а именно, по факту реализации индивидуальным предпринимателем Быковой М.М. табачной продукции в магазине розничной торговли «Авоська», вблизи образовательного учреждения МОУ СОШ № 9, расположенном в д. 27 по ул. Степанченко в г. Ржеве.

Сведениями, представленными отделом архитектуры и строительства Администрации г. Ржева подтверждалось, что расстояние между торговым объектом - магазином «Авоська» и школой № 9 составляет 32 метра. 

Специалисты территориального отдела Управления, усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя нарушения требований ст. 41 Конституции РФ, Федерального закона №51-ФЗ от 24.04.2008 г. «О присоединении Российской Федерации к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», ст. 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 11, ст. 19 Федерального закона №15-ФЗ от 23.02.2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», п. 4 ст. 12 Федерального закона №3266-1-ФЗ от 10.07.1992 г.  «Об образовании», в целях устранения нарушений в сфере защиты прав потребителей обратились в суд с соответствующими исковыми требованиями.

Решением Ржевского городского суда Тверской области от 4 сентября 2020 г. изложенные в исковом заявлении обстоятельства признаны обоснованными, требования Управления удовлетворены.

Действия индивидуального предпринимателя Быковой Марины Михайловны по допущению нарушений в предприятии торговли в отношении неопределенного круга потребителей по реализации табачной продукцией в магазине «Авоська», расположенном в стометровой зоне образовательного учреждения, признаны противоправными, с возложением на нее обязанностей:

- по прекращению реализации табачной продукции в магазине «Авоська», расположенном в д. 28 «а» по ул. 8 Марка в г. Ржеве;

- по доведению в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей г. Ржева решение суда. 

Решение не обжаловано и вступило в законную силу.

Одной из важнейших задач Управления является участие в ведении портала государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) по адресу: https://zpp.rospotrebnadzor.ru.

На данном портале сведения размещаются в 9 разделах (модулях). В модуле «Нормативная база» имеется доступ ко всем регламентирующим документам с пояснением юридических тонкостей.  В разделе «Справочник потребителя» размещены образцы исковых заявлений, претензий в адрес хозяйствующих субъектов, памятки для потребителей, ответы на часто задаваемые вопросы в данной сфере и другая актуальная информация. Потребители могут ознакомиться также с информацией об участии Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей (модуль «Судебная практика»), где размещены решения судов по конкретным искам, как в защиту отдельных потребителей, так и их неопределенного круга. В модуле «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям» собран архив по всем случаям нарушений технических регламентов и принятых мерах. Посетители сайта также могут получить информацию о результатах, проведенных органами Роспотребнадзора проверок (модуль «Результаты проверок»).

В разделе «Виртуальная приемная» потребители могут оставлять сообщения, касающиеся сферы защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров, оказания работ и услуг хозяйствующими субъектами.

Управлением за 9 месяцев 2020 года на портал государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей в модуль «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям» внесено 72 уведомления о фактах выявления в обращении продукции, не соответствующей установленным требованиями технических регламентов: 71 - по показателям фальсификации и безопасности пищевой продукции; 1 - продукции легкой промышленности.

Кроме того, на обращения граждан через модуль «Виртуальная приемная» дано 37 ответов на поставленные вопросы.







Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей