Управление Роспотребнадзора по Тверской области
 

О расписании уроков в общеобразовательных учреждениях

Одним из ключевых моментов организации учебного процесса является школьное расписание. В связи с этим, особую актуальность приобретают способы его оптимизации, обеспечивающие адекватные возрастным и функциональным возможностям организма учащихся условия обучения.

Современными научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал с 10 часов утра до 12 часов дня. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Так, для обучающихся первых классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке, 2-4 классов -2-3 уроках, для обучающихся 5-11 классов -на 2-4 уроках. Именно эти уроки следует отводить для проведения контроль­ных работ и занятий теми предметами, которые требуют от учащихся напряженного внимания.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду, а в четверг или пятницу необходимо предусмотреть облегченный день.

Для предупреждения переутомления, сохранения оптимального уровня работоспособности и удовлетворения физиологических потребностей учеников перемены в общеобразовательных организациях должны быть не менее 10 минут, большие перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут.

Чередование различных предметов в режиме учебных занятий, при которых обеспечивается переключение уча­щихся с одного вида деятельности на другой, создает благоприятные условия для восстановления функцио­нальной работоспособности клеток коры головного мозга. Для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) необходимо чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля необходимо чередовать с гуманитарными предметами.

Таким образом, рационально составленное расписание уроков способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению работоспособности обучающихся и преподавателей, а также позволяет создать благоприятную для обучения, развития и сохранения здоровья ребенка школьную среду.