16+
Горячая линия Горячая линия
(4822) 32-35-98

О защите прав потребителей платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

Основные права потребителя при оказании им платных медицинских услуг определены Гражданским кодексом РФ (гл.39 Возмездное оказание услуг), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее - Правила).

Указанными нормативными документами установлены соответствующие требования, предъявляемые к медицинским организациям, в т.ч. об условиях оказания платных медицинских услуг; по предоставлению потребителям необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги и самих услугах; к содержанию договоров об оказании платных медицинских услуг и порядку оказания таких услуг.

В Управление Роспотребнадзора по Тверской области (далее - Управление) продолжают поступать жалобы потребителей на оказание платных медицинских услуг. Так, в 2017 году их поступило 35, что составило 2,2 % от общего количества обращений, что на треть больше, чем в 2016 году.

Основное количество обращений касалось: оказания косметологических услуг, их навязывания, отсутствия медицинской лицензии, безопасности применяемых при процедурах препаратов; ненадлежащего качества оказанных платных медуслуг. Кроме того, потребители жаловались на отказ исполнителя в удовлетворении гражданско-правовых требований (возмещение ущерба, перерасчета платы и т.д.), непредоставление полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им услугах.

В связи с этим, Управление разъясняет, что согласно п. 7 Правил медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Медицинские организации всех форм собственности обязаны предоставлять посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию об исполнителе услуги и режиме его работы; сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности; перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; о медицинских работниках (уровне их профессионального образования и квалификации), участвующих в предоставлении платных медицинских услуг и графике их работы; об адресах и телефонах контролирующих организаций.

Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг (далее - договор) заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон (см. п. 16, 17 Правил).

Следует отметить, что согласно п. 27 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Согласно п. 28 Правил, платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Кроме того, медицинская организация обязана заключить с потребителем при его обращении об оказании услуги соответствующий договор в письменной форме. Договор должен содержать: сведения об исполнителе; о лицензии на осуществление медицинской деятельности; о потребителе; перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; стоимости платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; об ответственности сторон за невыполнение условий договора; порядке изменения и расторжения договора.

В соответствии со статьей 29 Закона потребитель, услуги которому оказаны с недостатками, может по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, повторного оказания услуги (если это возможно), возмещения убытков, в том числе отказавшись от исполнения договора.

В большинстве случаев нельзя потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, возмещения расходов на их устранение своими силами или третьими лицами, исходя из специфики оказания медицинских услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона требования, связанные с недостатком оказанной услуги, могут быть предъявлены при ее принятии или в ходе ее оказания. Требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу, о возврате уплаченной услугу денежной суммы и возмещении убытков подлежат исполнению в течение десяти дней с момента его предъявления.

Если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед потребителем ему причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), он также подлежит возмещению в размере, определяемом судом.

В соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичное правило предусмотрено статьей 32 Закона. При этом бремя доказательства размера расходов будет лежать на исполнителе.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом согласно п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4 , 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п. 5 ст. 40 Закона Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

Относительно проверки качества предоставленных платных медицинских услуг поясняем, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), на которую возложен согласно п. 5.1.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. 

В случае возникновения необходимости в получении консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в Консультационный центр для потребителей в г. Твери по адресу: ул. Дарвина, д. 13. лично либо по тел. 32-00-02, 32-35-98, а также в Консультационные пункты в городах и районах Тверской области.






Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей