16+
Горячая линия Горячая линия
(4822) 32-35-98

В супермаркетах Твери уже несколько месяцев висят объявления примерно следующего содержания: в связи с технической неисправностью цены, указанные на товарах, могут не совпадать с их реальной стоимостью. Насколько правомерно поступают в данном случае торговые организации? Как с этим бороться? Особенно часто приходится слышать у касс недоумение пенсионеров, которые заранее планируют сумму своих покупок.

Ответ: Никакое объявление, даже такого содержания, как указано в вопросе, не освобождает продавца от ответственности за нарушение действующего законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ценник товара, как предложение, содержащее существенные условия договора купли-продажи, в т.ч. его цену, является публичной офертой, а значит, продавец обязан продать товар именно по той цене, которая на нем указана (ст. 426, 445 Гражданского Кодекса РФ, далее - ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, в которую входит и его цена, он вправе потребовать от продавца, если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Поэтому покупатель может потребовать (устно или лучше письменно) продать ему товар по той цене, которая указана на ценнике, либо об отказе от товара и возврате уплаченных за него денег.

При неудовлетворении заявленного требования в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться в суд (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона) за защитой своего нарушенного права. Доказательством нарушения может послужить фотография ценника, чек с указанием цены на товар, свидетельские показания и т.д.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

При подаче искового заявления необходимо учитывать положение п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, который предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Потребители могут обратиться и в Управление для применения к нарушителю мер административного воздействия. Заявление с приложенными доказательствами нарушения станет в этом случае основанием для проведения проверки или административного расследования. Если в ходе контрольно-надзорных мероприятий специалисты Управления зафиксируют несоответствие цены на ценнике той стоимости товара, которая пробивается на кассе, то они могут привлечь нарушителя к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы».





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word