16+
Горячая линия Горячая линия
8 (4822) 32-35-98

О рассмотрении Арбитражным судом заявления юридического лица о признании незаконным и отмене постановления Управления о наложении административного взыскания, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ

Арбитражный суд Тверской области рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Об­щество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании неза­конным и отмене постановления Управления Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Твер­ской области (далее - Управление Роспотребнадзора) от 21.10.2009, ко­торым на Общество наложено административное взыскание, предусмот­ренное статьей 14.15 КоАП РФ, в виде 15000 руб. штрафа.

В обоснование своих требований заявитель указал, что протокол об административном правонарушении составлен позднее установленного статьёй 28.5 КоАП РФ срока.

Управление Роспотребнадзора с доводами заявителя не согласилось, пояснив, что обжалуемое постановление вынесено с соблюдением требо­ваний законодательства.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвую­щих в деле лиц, арбитражный суд считает, что жалоба заявителя удовле­творению не подлежит.

Как видно из имеющихся в деле документов, инспектором Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполне­нию административного законодательства, подчиненного УВД по Твер­ской области, (далее - Центр) 30.07.2009 была проведена проверка принадлежащего Обществу магазина, расположенного по адресу: Тверская область, г.Бежецк.

В ходе проверки было установлено, что в указанном объекте торгов­ли осуществлялась продажа товаров с нарушением пунктов 9 и 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 19.01.98 № 55, (далее - Правила) а именно: ценники на часть товара недооформлены - отсутствует наимено­вание товара, дата оформления, печать, подпись материально ответствен­ного лица; а также до сведения покупателей в наглядной и доступной фор­ме не доведены указанные Правила.

По данному факту 03.09.2009 Центром в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмот­ренном статьёй 14.15 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора 21.10.2009 вынесено оспари­ваемое по настоящему делу постановление о наложении на Общество ад­министративного взыскания, предусмотренного статьёй 14.15 КоАП РФ, в виде взыскания 15000 рублей штрафа.

Ни в заявлении, ни в ходе судебного разбирательства Обществом не оспаривалось совершение вмененных ему нарушений, и доказательств, опровергающих совершение административного правонарушения, суду не представлено.

Доводы Общества о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности сводятся лишь к указанию на наруше­ние процесса производства по делу об административном правонаруше­нии, выразившееся в составлении протокола об административном право­нарушении с нарушением установленного КоАП РФ срока.

В соответствии с частью 1 статьей 28.5 КоАП РФ протокол об адми­нистративном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 указанной статьи в случае, если требуется допол­нительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административ­ном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выяв­ления административного правонарушения.

В данном случае протокол об административном правонарушении действительно составлен с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ.

Однако арбитражный суд не может согласиться с доводом Общества об отмене оспариваемого постановления по причине нарушения Центром срока составления протокола об административном правонарушении, пре­дусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, поскольку само по себе нарушение такого срока не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если названным протоколом под­тверждается факт совершения Обществом правонарушения, и он состав­лен в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.

Ука­занный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.12.2003 № 10964/03.

Согласно положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законода­тельства Российской Федерации о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рас­смотрении дел об административных правонарушениях", в особенной час­ти КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав по­требителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалифи­кации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его на­правленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение то­варов (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здо­ровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изгото­вителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанав­ливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью зако­на, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.91 № 2300-1 "О защите прав потребителей" Правительство Российской Феде­рации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, испол­нителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивиду­ального предпринимателя, импортёра) правила, обязательные при заклю­чении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к админист­ративной ответственности за нарушение Правил, которые разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.91 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (пункт 1 названных Правил).

Следовательно, Правила являются составной частью законодатель­ства о защите прав потребителей.

Вменённые Обществу нарушения посягают в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц и нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей. Данный вывод соответ­ствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации, изложенной в постановлении от 19.02.2008 №11938/07.

Правонарушение совершено Обществом 30.07.2009, к администра­тивной ответственности Общество привлечено 21.10.2009, т.е. в пределах установленного статьёй 4.5 КоАП РФ срока.

Размер штрафа определён с учётом отягчающего ответственность обстоятельства - привлечения Общества к административной ответст­венности за совершение аналогичного правонарушения постановлением (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).

Порядок привлечения Общества к административной ответственно­сти соответствует требованиям КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах постановление Управления Роспот-ребнадзора о привлечении заявителя к административной ответственно­сти, предусмотренной статьёй 14.15 КоАП РФ, соответствует требованиям КоАП РФ, и у арбитражного суда отсутствуют основания для его отмены.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил в удовлетворении заявленных Обществом требований об отмене постановления по делу об административном правонарушении отказать.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word