Обжалование отказа в возбуждении дела об административном правонарушении

В Управление Роспотребнадзора по Тверской области поступило обращение гражданки К-ч О.А., в котором заявитель просила привлечь Управление Федеральной почтовой связи Тверской области филиал ФГУП Почта России, выразившееся в ненадлежащем оказании услуг по доставлении «заказного письма с уведомлением о вручении» к ответственности, установленной КоАП РФ применительно к Закону «О защите прав потребителей».

По результатам рассмотрении данного обращения, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тверской области дан ответ, согласно которому правоотношения, возникающие между юридическими лицами, именно: ФГУП «Почта России» и АО «АтомЭнергоСбыт» не регулируются законодательством в сфере защиты прав потребителей и в связи с этим, не отнесены к компетенции Управления. Таким образом, у Управления отсутствуют основания для процессуального реагирования в отношении ФГУП «Почта России». В ответе разъяснено, что, если заявитель считает, что его права нарушены, он может обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Не согласившись с данным ответом, гражданка К-ч О.А. обратилась в Центральный районный суд г. Твери с жалобой в порядке Главы 30 КоАП РФ, в которой просит обязать должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Тверской области провести проверку по обстоятельствам, изложенным в ее заявлении и привлечь должностных лиц Управления Федеральной почтовой связи Тверской области филиал ФГУП Почта России к административной ответственности.

Проверив законность действий должностного лица Управления Роспотребнадзора по Тверской области, суд отказал в удовлетворении требований указав, что согласно ст.4 Закона о почтовой связи Правилами оказания услуг почтовой связи устанавливается порядок реализации прав и обязанностей операторов и пользователей услуг почтовой связи по договору об оказании услуг почтовой связи, определенных не только Законом о почтовой связи, но и другими федеральными законами.

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Минкомсвязи РФ не в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а в соответствии с Законом о почтовой связи (абз. 1 приказа Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 №234) и не содержат положений, направленных на реализацию прав граждан, установленных Законом о защите прав потребителей. При этом, порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 №234, и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми постановлением Правительства РФ. ФГУП "Почта России" обеспечивает пересылку (доставку) почтовых отправлений с соблюдением соответствующих правил, норм, нормативов и лицензионных условий. В данном случае, деятельность Предприятия по пересылке (доставке) почтовых отправлений регулируется не законодательством о защите прав потребителей, а законодательством в области почтовой связи и связана с осуществлением предпринимательской деятельности с соблюдением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Также суд отметил, что поскольку в материалах дела отсутствует сведения о том, что спорная переписка носит личный характер, используется в личных, семейных, бытовых нуждах, услуга не заказывались заявителем, не предназначалась для личного использования, это в свою очередь свидетельствует об отсутствии нарушений прав физического лица - как потребителя услуг почтовой связи применительно к закону "О защите прав потребителей". В связи с чем, оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по заявлению Кананович О.А. у Управления не имелось.